База знаний

Цифровая гонка

Какие технологические решения изменят мировую экономику и как России не остаться в прошлом

За последние три года в российских компаниях было реализовано в среднем по четыре цифровых проекта — от электронного документооборота до систем виртуальной реальности. В вопросах новых технологий бизнес считает себя информированным. Однако четких стратегий большинство фирм не имеет, и лишь 18% планируют «оцифровываться» в ближайшие пять лет.
 
В НИУ ВШЭ подготовили доклад «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». IQ рассказывает об основных результатах этого исследования.

Развитые и отстающие

Весной 2017 года ученые ВШЭ провели опрос среди представителей предприятий и отраслевых экспертов и измерили глубину проникновения цифровых технологий (ЦТ) в российский бизнес.
 
Предпринимателей попросили оценить уровень использования цифровых технологий в их компаниях. Результаты оказались достаточно неожиданны. 53% считают, что находятся на зрелой стадии развития, то есть используют технологии максимально. Это в два раза выше, чем в среднем по миру.
 
На раннюю стадию (цифровые технологии не применяются или применяются минимально) свои фирмы поместили лишь 18%. В среднем по миру — 32%.
 
Такой оптимизм не исключает критического взгляда. Отставание России от развитых стран в компаниях оценивают в пределах пяти лет. Участвующие же в опросе эксперты говорят о десятилетиях: «Мы опаздываем лет на 20–25. Мы сейчас находимся на той стадии, которая была в начале 1990-х годов в развитых странах. Объясню — первый самолет, полностью спроектированный в цифре, был „Boeing 777“, и он полетел в 1994 году. Так вот, по моим представлениям, до сих пор у нас нет ни одной организации, которая готова сделать изделие такой сложности полностью в цифре».

ВРЕМЕННО НЕДОСТУПНЫ

В чем ученые нашли отставание России от стран-лидеров в области цифровых технологий
 


 
Распространение широкополосного интернета. Российский уровень на 15–20% ниже, чем в странах с развитой ИКТ-инфраструктурой. В большинстве государств ЕС доля пользователей широкополосного доступа превысила 95%. Вне Европы лидируют Корея (99%) и Новая Зеландия (96%).
 
Присутствие компаний в интернете. По доле компаний с веб-сайтом Россия отстает от ЕС в 1,8 раза (41% в РФ и 75% в ЕС). По доступности онлайн-каталогов/прейскурантов – в 2,6 раза (21% и 54% соответственно).
 
Использование электронной торговли компаниями. Уровень в России на 5–7% ниже среднего в Европе (24% организаций покупают в онлайне, 17% – продают).
 
Онлайн-покупки населения. Отставание от среднеевропейского уровня практически в два раза: 23% и 55%. Более низкие показатели лишь в Болгарии (17%) и Румынии (11%).
 
Эксплуатация ERP-систем (информационные системы управления ресурсами предприятия). Россия сопоставима с Венгрией, Латвией (16%) и Великобританией (17%), но более чем в 3 раза уступает лидерам ЕС – Германии (56%), Бельгии (50%), Дании (47%).
 
Облачные сервисы. Российский уровень примерно равен среднему по ЕС – 21%. При отставании от стран-лидеров – Финляндии (57%), Швеции (48%) и Дании (42%) Россия опережает Францию и Австрию (по 17%), Германию (16%).
 

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

 
Впрочем, масштаб разрыва зависит от отрасли. Например, в промышленности он значительный, а в ритейле или финансовых услугах — минимальный или вообще отсутствует: «В прошлом году мы ездили изучать опыт США. И выявили, что в плане современных цифровых технологий ничего взять для себя от них не можем. А некоторые наши системы на порядок выше всего, что мы увидели там» (из интервью представителя ритейла).
 
Эксперты признают: российский бизнес, в том числе не желая уступать иностранным конкурентам, уже включился в цифровую гонку. Еще пять лет назад зависимость от ЦТ была существенно меньше. Особенных успехов за это время добились отрасли, обслуживающие миллионы индивидуальных потребителей: транспорт, связь, банковский сектор, розничная торговля. Наиболее яркие изменения — всеобщее проникновение смартфонов, мобильного интернета, интернет-торговли и платежных систем.
 


Новые цифровые решения в России

Транспорт

 

  • Сервисы по поиску такси: два международных — Uber и Gett и один российский — Яндекс.Такси. Соединяют клиентов и водителей, берут на себя регулирование тарифов, разбор конфликтов, контроль над выполнением требований по содержанию транспортного средства;
  •  

  • Каршеринговые сервисы (краткосрочная аренда автомобиля). В Москве это «Делимобиль», YouDrive, Anytime, «Car5». Помимо регистрации на сайте, пользователь скачивает мобильное приложение, позволяющее искать свободную машину, фиксировать ее состояние, отслеживать свой статус в системе сервиса;
  •  

  • Карпулинг (иногда ride sharing) — совместное одновременное использование автомобиля в случае поездки в одинаковом направлении. В России с февраля 2014 г. действует международный карпулинговый сервис BlaBlaCar;
  •  

  • Решения на основе технологии машинного зрения: учет автотранспорта с фиксацией ввозимого/вывозимого груза, (технология распознавания автомобильных номеров), учет автотранспорта на парковке, пассажиропотока в общественном транспорте;
  •  

  • Умные паркоматы, бесконтактные устройства для автоматической оплаты проезда по платным дорогам, подключенные объекты (информационные табло, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и пр.);
  •  

  • разработка беспилотного автомобиля. Ведется совместно Яндексом и КамАЗ в партнерстве с немецкий компанией DAIMLER и российским исследовательским институтом НАМИ. Планируется производство беспилотных миниавтобусов для использования в рамках умной городской инфраструктуры.

 

Связь

 

  • Технологии больших данных позволяют операторам мобильной связи отслеживать действия абонентов, заниматься предиктивной аналитикой по оттоку клиентов и персонализации предложений (смена тарифов, просмотр рекламы, добавление новых сервисов и проч.);
  •  

  • Платежные сервисы на основе интеграции инфраструктуры платежей мобильного оператора и сторонних организаций (для оплаты услуг из разных сфер, не только связи);
  •  

  • Технология M2M, позволяющая машинам обмениваться своей информацией (платежные терминалы, банкоматы, охранные системы и мониторинг автомобилей, отрасль ЖКХ, производственные объекты);
  •  

  • В 2016 году компания МТС предоставила клиентам возможность загружать в смартфоны с помощью приложения «МТС Деньги» виртуальные банковские карты, проездные билеты и скидочные купоны. Вместе с МТС Банком позднее в России были представлены платежные сервисы Samsung Pay и Apple Pay.

 

Финансовая сфера

 

  • Банки активно хранят свои данные в облаках, используют технологию удаленного рабочего стола (VDI), предлагают гибридные решения, связывающие частную виртуальную инфраструктуру заказчика с инфраструктурой сервис-провайдера;
  •  

  • Переход от традиционных систем управления взаимоотношениями с клиентом (CRM-систем) к онлайн-банкингу, где пользователь может проводить все необходимые разрешенные операции без участия сотрудников банка;
  •  

  • Системы электронных платежей с помощью мобильных устройств на основе биометрической идентификации пользователя (ApplePay, SamsungPay). Тенденция к использованию мобильных устройств клиентов как средств для биометрической идентификации (отпечатки пальцев распознаются смартфонами, лицо человека распознается веб-камерой или камерой мобильного устройства);
  •  

  • Голосовые боты и чат-боты, способные решать часть вопросов клиента вместо сотрудника банка;
  •  

  • Сбербанк в конце 2016 г. анонсировал запуск робота-юриста. Годом ранее банк запустил систему искусственного интеллекта Iron Lady, которая занимается обзвоном должников.

 

Ритейл

 

  • Онлайн-системы электронной коммерции. Помогают компаниям собирать большое количество данных о поведении и предпочтениях покупателей;
  •  

  • Система распределения нагрузки на персонал — управление в автоматическом режиме человеческими ресурсами (расчет оптимального количества сотрудников, в зависимости от степени загруженности торговой точки, формирование графика работы персонала и проч.)
  •  

  • IT-решения для пространственного управления организацией торговых площадей для каждой торговой точки (система проектирования и визуализации расположения отсеков, отделов в помещении);
  •  

  • IT-решения на основе ГИС (географической информационной системы) для управления сетью торговых точек с нанесением их на географическую карту. Встроенная в ГИС аналитика может предсказать лучший географический выбор для развития новых филиалов торговой сети, выдать анализ рентабельности точки, помочь определить оптимальную систему каналов сбыта продукции.

 

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

В режиме онлайн

 
Исследователи сформировали список из 17 цифровых технологий, которым предстоит существенно изменить бизнес. Из этого списка предпринимателям предложили выбрать те, что, по их мнению, влияют уже сегодня. Самыми значимыми (их назвали свыше 50%) оказались четыре:
 

1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ

 
«В нашей компании благодаря IT-технологиям уже создан центр управления бурением. Все буровики в белых воротничках с галстуками сидят в комфортных городских условиях за тысячи километров от самой площадки. Огромный зал, разветвленная система мониторинга, плазмы, несколько сотен квадратных метров, тут же 3D-моделирование и оперативные совещания в режиме онлайн. Бурение, по большому счету, стало удаленным»(из интервью представителя нефтяной компании);
 
«У нас в компании есть три отдельных направления в части интернета вещей. Суть одного из них в том, что в наши изделия можно встроить датчики. Датчики объединяются в определенную сетку. Через протоколы и роутер это все подключается к интернету, и через веб-интерфейс ты можешь управлять их работой из любой точки» (из интервью представителя промышленной компании).
 

2. ЦИФРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

 
«При проектировании у нас используются современные CAD-системы. Мы проектируем с применением программного обеспечения SolidWorks… В среднем у советского завода вывод новой продукции на рынок занимал порядка двух-трех лет. У нас этот цикл занимает от трех до шести месяцев» (из интервью представителя промышленной компании);
 
«С 2014 года во всех конструкторских подразделениях компании основным инструментом стали 3D-технологии. У нас несколько собственных КБ, занимающихся разработкой разнообразного оборудования – теперь появилась возможность прямой передачи информации между конструкторскими бюро в электронном виде, и возник удобный инструмент совместного использования конструкторских данных, выполненных в разных программах» (из интервью представителя промышленной компании).
 

3. ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ, УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП, УДАЛЕННЫЙ ОФИС

 
«У нас прокинут VPN-канал до дочерней компании во Франции, и оргтехника, которая находится там, по сути, работает в нашей локальной сети. Есть возможность с удаленной компанией работать как с неким складом, который находится чуть ли не в этом же здании» (из интервью представителя промышленной компании);
 
«Единственный канал приема заказов от наших клиентов – это интернет. То есть для клиентов есть личный кабинет, куда они заходят, у них там есть интерфейс, где они размещают заказы, претензии и так далее. Кроме того, наша CRM-система внедрена в веб-интерфейсе. И теперь наш продавец не может сделать коммерческое предложение клиенту, если не воспользуется этой онлайн-системой» (из интервью представителя промышленной компании).
 

4. МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КРОСС-КАНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 
«Мы начинаем взаимодействовать с нашими заводами по Skype, по телефонной связи, те же WhatsApp, Viber. Очень помогает. Сейчас в Москве в Южном Бутово открывается наш сборочный цех. С ними коммуникация тоже будет построена именно на удаленном доступе и с использованием разных средств связи» (из интервью представителя промышленной компании);
 
«Произошло насыщение рынка смартфонов, сегодня обычным немобильным телефоном практически не пользуются. Базовые технологии пришли еще за 10 лет до этого, но прорыв, то есть просто революция, случился в последнее пять лет» (из интервью эксперта).
 


 

1,35 трлн рублей

 
объем экономики российского интернета (контент и сервисы) по итогам 2015 года
 

Источник: РАЭК, Экономика Рунета 2015-2016 гг.

 


Цифровые технологии, существенно влияющие на бизнес компаний

(опрос НИУ ВШЭ, апрель 2017, %)
 

 
Эти же технологии, по мнению бизнесменов и экспертов, останутся в авангарде и в ближайшие пять лет. Более 50% также назвали социальные сети и суперкомпьютерные системы. Заметно возрастает влияние систем виртуальной, дополненной и смешанной реальности, аддитивных (3D-печать) и облачных технологий:
 
«Что касается виртуальной реальности, 3D-моделирования — это однозначно необходимо: у нас строятся платформы для обучения будущих нефтяников на основе очков виртуальной реальности» (из интервью представителя нефтяной компании);
 
«Основная задача аддитивных технологий, которые мы применяем, — это отработка конструкции до ее изготовления непосредственно в материале… Практически во всех последних спроектированных изделиях применялась эта технология. Поэтому мы задумываемся о приобретении собственных таких машин, хотя пока активно используем аутсорсинг у других компаний, у которых это все уже есть» (из интервью представителя промышленной компании);
 
«Сейчас в компании разрабатывается проект по 3D-печати на удаленных месторождениях. Представьте удаленное месторождение, которое от ближайшего очага цивилизации находится в километрах 500–700. Если там сломался какой-то пластмассовый винт, какая-то прокладка или прочее, насос может встать на два-три дня, пока это все вертолетами доставят… Давайте на каждом месторождении установим принтеры, чтобы нефтяники сами по готовым шаблонам, по готовым бланкам могли это печатать» (из интервью представителя нефтяной компании).
 


 

588 млрд рублей

 
составляет объем рынка электронных платежей. Суммарно это эквивалентно 2,4% ВВП России
 

Источник: РАЭК, Экономика Рунета 2015-2016 гг.

 


 

ЦИФРА БУДУЩЕГО

Цифровые технологии с наибольшим влияние на бизнес через пять лет

 

 

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (CLOUD COMPUTING)

 
Модель обеспечения интернет-доступа к совместно используемым вычислительным ресурсам (серверы, устройства хранения данных, приложения и проч.).
 
$100 млрд—более $200 млрд — объем мирового рынка облачных вычислений, по разным оценкам.
 
$209,2 млрд — в 2016 г. потребители и компании потратили на публичные облака, т.е. услуги в свободном доступе. Рост за год примерно на 20%.
 
320 больших data-центров по всему миру контролируют 24 крупнейших игрока рынка. Самые мощные — Amazon, Microsoft, IBM и Google.
 
4 млн программистов создают приложения для публичного облака Microsoft Azure, которым ежемесячно пользуется более 500 млн клиентов. Каждый месяц к облаку подключается 120 тыс. новых подписчиков.
 
27,6 млрд рублей — объем рынка облачных технологий в России (IKS Consulting, 2015 г.). По мнению SAP СНГ и Forrester, рынок ежегодно растет на 30–40%.
 

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ (ARTIFICIAL INTELLIGENCE, AI)

 
Основаны на использовании компьютерных алгоритмов, имитирующих различные аспекты человеческого мышления. Направления AI-технологий: компьютерное зрение (распознавание образов), распознавание речи, системы автоматизированного перевода между различными языками и др.
 
К типам AI-систем относятся «умные помощники» (наиболее популярные — Cortana от Microsoft, Siri от Apple, Google Now, Echo от Amazon), роботизированные системы для разработки беспилотного транспорта, самообучающиеся и игровые системы, способные отвечать на различные вопросы и научившиеся побеждать человека в интеллектуальных играх (шахматах, шашках, покере).
 
Около 140 частных стартап-компаний, работающих над созданием AI-технологий, с 2011 по 2016 год было приобретено различными гигантами IT-индустрии (IBM, Google, Microsoft, Intel, Apple и др.).
 

РЫНОК БОЛЬШИХ ДАННЫХ (BIG DATA) И БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ (BDA)

 
Инструменты и методы обработки, анализа и хранения огромных объемов информации, размещаемой в интернете.
 
Технологии big data используются для отслеживания дорожных пробок и оптимизации возможных маршрутов передвижения, применяются для ускорения и автоматизации процесса поиска и заказа такси, онлайн-бронирования отелей, обеспечивают более эффективную автоматизацию сельхозработ в зависимости от погодных условий и проч.
 
$70 млрд превысит к 2020 г. совокупный объем инвестиций в технологии BDA. Лидерами инвестиций будут банки, органы госвласти, непрерывное производство (металлургия, энергетика, химическая промышленность и проч.), сегмент профессиональных услуг.
 

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И СОЕДИНЕННЫХ ДРУГ С ДРУГОМ УСТРОЙСТВ (INTERNET OF THINGS)

 
Сеть промышленных и бытовых приборов, устройств и прочих приспособлений, оснащенные технологиями взаимодействия друг с другом при помощи беспроводной связи.
 
8 млрд единиц — текущая оценка общего числа соединенных через интернет друг с другом «вещей».
 
1 трлн таких устройств, по прогнозам, появится в мире к 2030 году. К 2020 г. их будет 28 млрд.
 

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

Решить нерешаемое

 
В последние три года свыше 90% компаний, участвовавших в исследовании, внедряли цифровые решения в свою практику (в среднем по четыре проекта).
 
Чаще всего (60%) это были электронные системы документооборота. У каждой второй фирмы — проекты по управлению производственным оборудованием. На третьем месте (43%) — работа с корпоративным сайтом и в соцсетях.

Цифровые проекты, реализованные компаниями в 2014–2016 годах

 

(опрос НИУ ВШЭ, апрель 2017, %)

 

 

Источник: доклад «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

 
В более 70% случаев ЦТ помогли упростить организацию внутренних процессов, уменьшить затраты времени и ресурсов, повысить точность и качество работы. Но главное — позволили решать задачи, которые раньше решены быть не могли:
 
«BI-система сильно поменяла информационную прозрачность — ее стало больше… Сегодня мы почти полностью отказались от внутренней отчетности офлайн. Задача была в том, чтобы убрать человека от подготовки отчетов. Задача человека заключается не в том, чтобы готовить отчет, а чтобы действовать по этому отчету. Занимайся делом — анализируй отчеты. И мы эту задачу решили» (из интервью представителя промышленной компании);
 
«Мы в нашей ERP-системе реализовали модуль, который контролирует до последней детали то, что попадает в производство. Раньше, например, решения по замене комплектующих мог принимать склад, и эти решения были не всегда правильные. После того, как информация была перенесена в ERP-систему, у нас количество брака снизилось за счет того, что перестали в производство попадать детали, которые не были допущены разработчиками к применению в продукции. То есть, у склада нет возможности их каким-то образом вообще подсунуть» (из интервью представителя промышленной компании);
 
«Идет снижение репутационных рисков в случае покупки нашими клиентами некачественной продукции. При первых же жалобах происходит проверка продукции, находящейся в магазинах, и в случае подтверждения жалобы, тут же все продукты этой партии снимаются с полок магазинов, а её новые отгрузки со склада блокируются»(из интервью представителя ритейла).

В ожидании цифровых лидеров

 
Инициатором цифрового прогресса в компаниях чаще всего (42%) выступает ее руководство (генеральный директор, председатель правления и проч.). Почти в каждой третьей (29%) — директор по информационным технологиям, реже (19%) — начальники технических служб (главный конструктор, главный инженер и т.п.).
 
Об инициативах «снизу» речи нет. Однако нет и особых проблем с информированностью специалистов о значении ЦТ: не меньше 2/3 участников исследования оценивают ее достаточно высоко.
 
Тем не менее вопрос кадров, в первую очередь их дефицита, остается одним из препятствий проникновению цифровых технологий:
 
«Основная сложность — это нехватка специалистов. Вечно была проблема найти программистов „1С“. Но последний экономический кризис, который в 2014 году начался, нам очень помог решить эту проблему. Закрывается масса компаний, увольняют людей. Либо зарплаты понижают. А мы их приглашаем к себе»(из интервью представителя промышленной компании).
 


 

1,2 млн человек

 
(около 2% занятых) в России работает по профессиям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями

Источник: НИУ ВШЭ по данным Росстата, 2015.

 


 

ПОЧЕМУ НЕТ 

Препятствия применению цифровых технологий российскими компаниями
 

Топ-10 барьеров для цифровых технологий в российском бизнесе

 

(опрос представителей 100 компаний, НИУ ВШЭ, апрель 2017, %)

 

 
Основные барьеры к внедрению ЦТ связаны с недостатком бюджетов и высокой стоимостью проектов. Помочь могли бы более дешевые отечественные аналоги, но найти их, по мнению представителей компаний, участвовавших в исследовании НИУ ВШЭ, не так-то просто:
 
«Они менее разрекламированные. Как только ты начинаешь поиск по той или иной технологии, ты натыкаешься на крупных транснационалов. Это очень плохо. Иностранцы забивают [российские IT-компании] большими вложениями в рекламу» (из интервью представителя промышленной компании); «Сейчас мы активно изучаем рынок продуктов для автоматизации разработки программного обеспечения. И из российских продуктов мы найти не можем, к сожалению, ничего. А с зарубежными большая проблема — это их стоимость внедрения» (из интервью представителя промышленной компании).
 

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

 
Считается, что цифровой экономике нужно много программистов. По разным подсчетам, от 100 тысяч до 500 тысяч в год, в то время как вузы могут выпускать лишь 20–30 тысяч (по госпрограмме «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 году выпускников должно стать в шесть раз больше — 120 тысяч).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ 

Как власти планируют развивать информационное общество
 
Государственные программы развития цифровых технологий и цифровизации экономики реализуются в десятках стран мира. Только в ЕС, по данным Еврокомиссии на март 2017 г., насчитывается более 30 национальных и региональных инициатив. В России в мае 2017 года была утверждена Стратегии развития информационного общества, а в июле — Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
 
Согласно Программе к 2024 году:
 

  • 40% населения должны обладать цифровыми навыками;
  •  

  • 120 тысяч IT-специалистов в год будут выпускать вузы;
  •  

  • 97% домашних хозяйств получат широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с);
  •  

  • 5% составит доля внутреннего сетевого трафика Рунета, маршрутизируемая через иностранные серверы;
  •  

  • 10 предприятий-лидеров появятся в сфере высоких технологий и столько же цифровых платформ для основных отраслей экономики.

 

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

 
Но с этим согласны не все, к тому же дело не только в айтишниках:
 
«Цифровизация экономики не приведёт к тому, что все станут программистами. Она приведёт к тому, что люди, которые занимаются другими специальностями, будут просто активно использовать цифровые технологии» (из интервью эксперта).
 
«Нам нужны не программисты, а люди, которые понимают то, как цифровые технологии могут менять традиционные процессы. К сожалению, очень немногие руководители первого ранга понимают, что влечет за собой приход цифровых технологий. Поэтому подготовка цифровых лидеров, то есть „промывка мозгов“ в хорошем смысле этого слова у первых руководителей — неважно, бизнеса, государства или некоммерческого сектора — это одна из самых серьезных задач» (из интервью эксперта).

Будущее без стратегий

По выводам исследования, несмотря на многочисленные разговоры о ЦТ, лишь небольшой слой предпринимателей понимает, что это не только технические новинки, но и перестройка всего бизнеса — управления им, отношений с поставщиками и потребителями. То есть работа на будущее, которое, по сути, уже наступило.
 
Опрос бизнесменов подтвердил, что заглядывать в завтра готовы далеко не все: четких цифровых стратегий у большинства компаний нет.
 
Только 18% из них планируют в ближайшие пять лет реализовывать проекты по применению ЦТ. 30% этого делать не собираются, 9% вообще не видят необходимости и 44% затруднились с ответом.
 
Еще более редкое явление — стратегия по применению цифровых технологий как отдельный документ (план, программа, дорожная карта). Она есть лишь у 12% компаний (экспортеров, промышленников, банкиров, предприятий инфраструктуры). А свыше 50% либо занимаются цифровизацией оперативно, в пределах года, либо учитывают возможность применения ЦТ, но не в качестве самостоятельного направления долгосрочных инвестиций.

Планирование компаниями проектов по применению цифровых технологий

(опрос НИУ ВШЭ, апрель 2017, %)

Источник: доклад «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

 

С 4 по 20 апреля 2017 года было опрошено 100 компаний из сферы промышленности, ритейла, связи, транспорта, энергетики, банков и финансового сектора. Использовались несколько методов сбора информации: онлайн-опрос, телефонное и личное интервью.

 

Помимо анкетного опроса с 1 апреля по 15 мая 2017 г. проведены углубленные интервью с представителями российских компаний и экспертами в области цифровых технологий.

Автор текста:

Светлана Салтанова

 
Редактор научно-образовательного портала  IQ.hse.ru

Авторы исследования

Медовников Дан Станиславович
 

Директор Института менеджмента инноваций

 
Абдрахманова Гульнара Ибрагимовна
 

Директор Центра статистики и мониторинга информационного общества

 
Оганесян Тигран Камович
 

Ведущий аналитик Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ

 
Розмирович Станислав Дмитриевич
 

Директор Центра исследований сферы инноваций

 
Стырин Евгений Михайлович
 

Ведущий научный сотрудник Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

 
Бикбулатова Юлиана Сергеевна
 

Научный сотрудник Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ

 
Меркулова Дарья Юрьевна
 

Руководитель аналитического отдела Фонда социальных исследований

 
Статья взята с портала: https://iq.hse.ru/digital/