В настоящее время в России и Мире большой интерес вызывает проект цифровой экономики. В настоящей работе показано, что этот проект далеко выходит за рамки, собственно, экономики и может создать новую реальность. Обоснована необходимость развития ряда направлений в экономике, социальной сфере, в информационном пространстве, которые могут иметь стратегическое значение для России.
Цифровые потребности России Машины должны работать, люди должны думать Принцип IBM Обращение Правительства России к расширен 36 Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива – новые производственные технологии;
– промышленный интернет;
– компоненты робототехники и сенсорики;
– технологии беспроводной связи;
– технологии виртуальной и дополненной реальности.
Подробный анализ программы выходит за рамки данных заметок. Тем не менее, на ряд моментов, вызывающих вопросы, стоит обратить внимание.
В Программе заявлены три цели. «Создание экосистемы21 цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан».
Традиционно к факторам производства раньше относили труд, капитал, сырье. В условиях инновационной экономики к этому можно добавить технологии, знания, инновации. Почему вдруг таким фактором оказалось «данные» и особенно в цифровой форме?
Пояснение авторов Программы: «В настоящее время данные становятся новым активом, причем главным образом, за счёт их альтернативной ценности, то есть применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей». Однако новые цели не конкретизируются. По-видимому, можно ожидать появления новых документов, где это будет разъяснено.
Что же касается «эффективного взаимодействия» 1% населения, владеющего 80% национального богатства, и 99% оставшихся, то трудно надеяться, что программа здесь поможет.
Вторая цель – «создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных бизнесов…»
О достаточных условиях судить трудно, но к необходимым относится доступный кредит. Из курса экономики и мирового
опыта известно, что условием выживания обрабатывающих производств является кредит в 10–12% годовых, а высокотехничная 21 «Экосистема» – термин, введенный авторами программы – это экологическая или экономическая система? В программе ответа на этот вопрос нет.
37 нологичных предприятий – 3–4%. Если бы в результате выполнения этой программы удалось добиться таких кредитов в отечественных банках, то об остальном можно было бы не беспокоиться. Но кроме объявленной цели далее в тексте Программыо «необходимых и достаточных условиях» не упоминается.
И, наконец, третья цель – «повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей Российской Федерации, так и экономики в целом». Поскольку об экономике, ожидаемом экономическом эффекте от мероприятий данной Программы речь не идет, то и эта цель «повисает в воздухе».
Но если цели программы весьма неопределенны, то для чего нужна такая Программа? В тексте есть ответ и на этот вопрос: «По предложению Всемирного экономического форума для готовности стран к цифровой экономике используется последняя версия международного индекса сетевой готовности, представленнаяв докладе «Глобальные цифровые технологии» за 2016 год…
Согласно указанному исследованию Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких,
как Сингапур, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и цифровых результатов использования цифровых технологий, Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия.
В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием
инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43 место, значительно отстав от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких, как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Германия и Финляндия».
Отсюда следует несколько важных выводов.
Во-первых, авторы сами признают, что их Программа вторична по отношению к рекомендациям Давосского форума, о которых мы напи-
сали вначале.Цифровые потребности России 38 Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива
Во-вторых, она исходит не из того, чтобы что-то производить, уметь, создавать новое, а из приоритета услуг по сравнению с производством, и интересов «квалифицированного потребителя».
В-третьих, вместо вещей сущностных, внутренних, акцент делается на внешних, подсказанных со стороны, на места в рейтингах. Как уже показала практика, например, на проекте
в области образования, в соответствии с которым к 2020 году 5 российских вузов должны войти в первую сотню некого зарубежного рейтинга, этот путь мало перспективен.
Но почему же Россия отстала в компьютерных делах и соответствующих рейтингах от Люксембурга и прочих лидеров? И на этотвопрос в Программе есть ответ: «Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется проблемами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами». Так что, очевидно, в бумагах всё дело, в законах, в нормативной базе! И это уже было, – когда создавался технопаркf «Сколково», то его организаторы с гордостью заявляли, что на его территории пришлось приостановить действие 110 за конов Российской Федерации.
Но есть ли альтернатива тем мерам, которые предлагаются в Программе? Они есть, они могут и должны быть реализованы в России и быть ответом на наиболее острые проблемы, которые стоят перед страной. Выделим только несколько направлений, связывая их с задачами, которые сейчас должно решать наше отечество.
Цифровая экономика: мифы, реальность, возможности
Авторы статьи: В.В. Иванов, Г.Г. Малинецкий