Количество коммуникативных барьеров достаточно велико, мы начнем с пяти основных. Если вы преодолеете их, то однозначно повысите качество своих коммуникативных навыков.
Барьер №1. Осуждать/сравнивать/оценивать другого человека, а не то, что он говорит
Прямой путь к тому, чтобы упустить суть сказанного вам и навесить ошибочный ярлык, который в дальнейшем может полностью исключить возможность эффективного взаимодействия.
Барьер №2. Вам неинтересно
Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. И речь не о лицемерии, когда вы притворяетесь заинтересованным. Речь о том, что вы находитесь в режиме «автопилота», не анализируя, зачем нужна та или иная информация.
Барьер №3. Использовать технический или непонятный язык в неспецифических ситуациях
Выражать свои мысли сложными понятиями в стандартных ситуациях, не связанных с сугубо профессиональными вопросами – это проверенный способ вызвать раздражения у собеседника.
Барьер №4. Давать советы
«На твоем месте я бы…» вызывает защитную реакцию у собеседника, ведь совет – это демонстрация превосходства в интеллектуальном, профессиональном, личностном плане.
Барьер №5. Убрать все человеческое из общения
Сухое официальное общение плохо работает даже в административных ведомствах. Отсутствие понимания и сочувствия в допустимых пределах снижает эффективность долгосрочной коммуникации почти до нуля.
Теперь перейдем к методам преодоления указанных барьеров. Нужно отметить, что любой из инструментов требует практической апробации и длительных тренировок для того, чтобы быть эффективно примененным в общении.
Разрушитель барьеров №1. Активное слушание
Правило А: Говорить в 2 раза меньше, чем слушать (по времени). Сокращайте фразы и давайте собеседнику больше возможностей для пояснения.
Разрушитель барьеров №2. Невербальное
Постарайтесь гармонизировать движения рук, ног, свою позицию в разговоре. Хорошо помогут сторонние съемки. Например, попросите приятеля поговорить с вами на какую-то тему и снимите все на видео. Затем проанализируйте и работайте над жестами, которые будут говорить о вашей закрытости, нежелании общаться или неуверенности в себе.
Разрушитель барьеров №3. Вопросы по контексту
Нужно научиться анализировать предложенную информацию. Все ли вам в ней понятно? Есть ли необходимость разъяснить «как?», «зачем?», «где?» и т.д.? Если да, то в большинстве случаев это значит, что вы активно слушали! При этом желательно, чтобы большая часть вопросов была открытой, т.е. не подразумевала ответы «Да» или «Нет».
Разрушитель барьеров №4. Уточнения
Спрашивайте и уточняйте, правильно ли вы поняли. Это позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника и показывает, что вы действительно его слушаете.
Разрушитель барьеров №5. Осознанность
Без тренировки данного навыка не будут работать все вышеуказанные разрушители барьеров:
- Воспринимайте информацию, а не говорящего
- Наблюдайте за собой, корректируйте свои вопросы и речь в сторону упрощения и рационализации
- Не бойтесь делать паузы между вопросом собеседника и вашим ответом
Подзаголовок: Бонус: 5 полезных книг по коммуникативным навыкам
- «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
- «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
- «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
- «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
- «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи