Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике*. Удачным примером общеизвестного мозгового штурма может служить интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?». Ниже мы предлагаем попробовать 4 техники подготовки и проведения командного мозгового штурма с фасилитатором-штурманом (членом команды или сторонним специалистом по руководству штурмами). Штурман оглашает правила, следит за временем и подводит итоги.
*Еще больше техник по отбору верных идей – ЗДЕСЬ
Техника №1: Классика
Этап №1: Разогрев
Помогает участникам лучше осознать суть происходящего обсуждения, «разогреться» и установить взаимосвязи в команде.
1) Записываем 3 ожидания
• Каждый участник на чистой карточке вписывает свои ожидания от предстоящего штурма (зачем он нужен? какие результаты хотелось бы получить?)
2) Делимся на группы по 2-3 человека
3) Обсуждаем
• В группах происходит краткое обсуждение ожиданий (10 мин.)
4) Предлагаем 3 ожидания от группы
• Каждая группа записывает 3 ожидания, которая она имеет относительно будущего мозгового штурма
5) Делимся
• Разные группы презентуют свои ожидания
• Нельзя судить или оценивать! Только слушать
6) Собираем карточки
• Их нужно сохранить и использовать при подведении итогов мозгового штурма
Этап №2: Хардштурм
1) Представляем правила игры
• Говорить только по теме
• Работать в команде
• Не судить и не критиковать идеи в ходе пунктов 3-7
2) Оглашаем тему
3) Поехали!
• Участникам раздаются пустые карточки
• На каждой карточке нужно записать как можно больше идей за ограниченное время
4) Анализируем
• Собрать карточки
• Проанализировать и разбить на группы со схожими идеями
• Разместить карточки вокруг центральной темы и еще раз обсудить с командой
5) Комбинируем
• Команда придумывает, какие идеи можно комбинировать, объединить или сократить
6) Создаем третий вариант
• Дать каждому участнику еще одну чистую карточку
• Нужно придумать новую идею на основе комбинированной
7) Обновляем доску
• Снять с доски старые карточки, прикрепить новые
8) Анонимно голосуем за идеи на доске
9) Выбираем 3 идеи с наибольшим количеством голосов
10) Используем технологию S.M.A.R.T.
• Создать группы из 3-4 человек
• Нужно придумать план действия по воплощению каждой идеи по схеме SMART за определенное время
• Каждая группа презентует результат
Ссылка под СМАРТ https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART
11) Анонимно голосуем за 1 из 3-х идей для завершения штурма
Техника №2: Рыбья кость
Подходит для анализа эффективности запуска продукта/решения проблемы с учетом многих внутренних и внешних факторов. Данная техника мозгового штурма более длительна – штурману может понадобиться определенное время для отрисовки схемы и анализа написанного.
1) Проводим «Разогрев» и пункты 1-4 «Хардштурма» из предыдущего раздела.
• Отличие: теперь нужно указать не идеи, а факторы, которые будут влиять на рассматриваемый процесс (допустим, запуск нового продукта) негативно и позитивно
2) Собранные факторы распределяются по схеме «рыбья кость» Исикавы*
Пример диаграммы причинно-следственных связей, на которой отображены 2 уровня костей
*Ликбез:
- Вид диаграммы при рассмотрении напоминает скелет рыбы
- Задача обозначается основной стрелкой (q)
- Основные факторы, влияющие на ситуацию, обозначаются красными стрелками (персонал, материалы, конкуренты и т.п.)
- По каждому фактору дополнительные более мелкие негативные факторы (подробная расшифровка крупного фактора, например, по фактору «персонал» мелкой «костью» может быть пририсовано «сотрудники не умеют продавать новый продукт»), которые усугубляют ситуацию, отражают стрелками, отходящими от основной влево (k n)
- Мелкие позитивные факторы — отходящими вправо (e f g h i l m o p)
Ключевая задача заключается в том, чтобы иметь от трёх до шести основных категорий, которые охватывают все возможные влияния. Фактически максимальная глубина такого дерева достигает четырёх или пяти уровней. Когда такая создаваемая диаграмма является полной, она воспроизводит достаточно полную картину всех возможных основных причин определённой проблемы.
3) Анализируем диаграмму, находим решение
Техника№3: Post-Up (легкий креатив)
Красочная и креативная технология, однако, без четкого аналитического результата. Подходит для создания креативных идей, а также для замены пунктов 1-7 техники «Хардштурм».
1) Определяем и оглашаем проблему
2) Готовимся
• Нужна доска
• Каждому участнику раздаются цветные стикеры
3) Записываем идеи
• Один стикер – одна идея
4) Клеим идеи на доску
• Во время наклеивания нужно идею прочитать вслух для всех
5) Смешиваем и анализируем
• Смешивайте, объединяйте, создавайте новые идеи из тех, что представлены на доске, голосуя коллективно или решая проблемы в частном порядке
Техника№4: NUF (рациональный креатив)
Данная техника помогает выбрать самые креативные идеи из пула идей, например, созданного методом Post-Up.
1) Отбираем только новые идеи – New
Выбираем только те идеи, которые никогда еще не были обдуманы, опробованы или предложены ранее
2) Определяем, что именно принесет новая идея – Usable
• Здесь стоит задавать следующий вопрос: «Как именно эта идея решает проблему?»
• Если она решает проблему и не создает новых – идея очень перспективная!
3) Определяем, можно ли идею реализовать на практике (технически)? – Feasible
На этом этапе оценивается дороговизна реализации, а также временные и трудовые затраты.
4) Наиболее перспективные по всем трем пунктам идеи принимаем в работу
Лайфхак: можно ко всем трем пунктам метода применить 10-балльный рейтинг. Тогда каждую идею нужно будет провести через 3 категории и понять, насколько она «New», «Usable», «Feasible» от 0 до 10.