База знаний

Методы оценки идей: как выбрать нужную

Зачастую участники мозговых штурмов сталкиваются с такой проблемой: штурм провели, идей накреативили множество, и все они, вроде бы, подходят для решение задачи.Но выбрать нужно только одну…Данная ситуация является идеальным полем для разрастания конфликтов и затягивания проектной работы. Если оперативно и эффективно не выбрать нужную идею, то даже блестяще проведенный мозговой штурм окажется бесполезен.

 
Как приоритезировать идеи и выбрать лучшую?

Кто оценивает

Первая рекомендация: оценка идеи должна производиться самими же участниками штурма…но через неделю. Это время каждый проживет со своим решением, пересмотрит его и, возможно, найдет недоступные до того изъяны или преимущества. К тому же сразу же после мозгового штурма все участники фактически находятся на пределе своих возможностей – они вымотаны «штурмовым креативом».

 
Вторая рекомендация: оценка внешними субъектами, не участвовавшими в процессе обсуждения, как вы понимаете, не всегда эффективна – сторонний участник не обладает всей полнотой информации (иначе он должен был бы участвовать в штурме) и не может судить в полной мере о решении.

1+2 метода оценки идей

В целом все методы оценки идей группой могут сводиться к общей формуле: полезность для клиентов + техническая реализуемость+ возможная прибыль от реализации. Если взять оценку каждого из 3 критериев от 0 до 10, то та идея, которая наберет большее количество баллов, побеждает.

 
Однако есть более конкретизированные решения, которые могут помочь в расстановке приоритетов по тем или иным отраслям. В этих методах 3 слагаемых уравнения идеальной идеи приобретают следующий вид:

 

  1. Метод FAN (прорывной)

 
1 критерий – F – Feasible (осуществимый) – можно ли реализовать данную идею?

 
2 критерий – A – Attractive (привлекательность) – является ли она привлекательной?

 
3 критерий – N – Novel (оригинальный) – насколько инновационная эта идея?
 

  1. Метод компании «Tesco»* (ориентирован на внутренние бизнес-процессы)

 
*изобретение принадлежит розничной торговой компании «Tesco»

 
1 критерий – Насколько идея улучшает состояние дел для клиента?

 
2 критерий – Насколько данное предложение упрощает работу сотрудников?

 
3 критерий – Приводит ли оно к экономии для предприятия?
 

Процесс оценки

Указанные выше методы оценки может использовать каждый участник группы, принимая то или иное решение. А общий процесс расставления приоритетов выглядит таким образом:
 

  1. Каждый из участников обсуждения выбирает не более 3-5 идей из списка, отмечая их галочками или плюсами.  Предложения, набравшие наибольшее количество оценок, рассматриваются в дальнейшем по той же схеме, пока не останутся 1-2 основных, которые и нужно обсудить в финальном раунде.
  2. Процесс запускается в виде тайного голосования – это обеспечит больше объективности. Выбирается один независимый «аналитик критериев», который холодно и беспристрастно посчитает результаты и запишет итоговые цифры голосований по каждой идее на доске/флипчарте.

 
Важно не забывать, что предложенный метод оценки идей – это логический процесс, основанный на цифрах критериев, а не творческий, как мозговой штурм.

Подписка

Получайте информацию о мероприятиях Кочубей-центра на электронную почту

Поздравляем!

 

Вы успешно оформили подписку на получение информации о бизнес-мероприятиях Кочубей-центра!