Зачастую участники мозговых штурмов сталкиваются с такой проблемой: штурм провели, идей накреативили множество, и все они, вроде бы, подходят для решение задачи.Но выбрать нужно только одну…Данная ситуация является идеальным полем для разрастания конфликтов и затягивания проектной работы. Если оперативно и эффективно не выбрать нужную идею, то даже блестяще проведенный мозговой штурм окажется бесполезен.
Как приоритезировать идеи и выбрать лучшую?
Кто оценивает
Первая рекомендация: оценка идеи должна производиться самими же участниками штурма…но через неделю. Это время каждый проживет со своим решением, пересмотрит его и, возможно, найдет недоступные до того изъяны или преимущества. К тому же сразу же после мозгового штурма все участники фактически находятся на пределе своих возможностей – они вымотаны «штурмовым креативом».
Вторая рекомендация: оценка внешними субъектами, не участвовавшими в процессе обсуждения, как вы понимаете, не всегда эффективна – сторонний участник не обладает всей полнотой информации (иначе он должен был бы участвовать в штурме) и не может судить в полной мере о решении.
1+2 метода оценки идей
В целом все методы оценки идей группой могут сводиться к общей формуле: полезность для клиентов + техническая реализуемость+ возможная прибыль от реализации. Если взять оценку каждого из 3 критериев от 0 до 10, то та идея, которая наберет большее количество баллов, побеждает.
Однако есть более конкретизированные решения, которые могут помочь в расстановке приоритетов по тем или иным отраслям. В этих методах 3 слагаемых уравнения идеальной идеи приобретают следующий вид:
- Метод FAN (прорывной)
1 критерий – F – Feasible (осуществимый) – можно ли реализовать данную идею?
2 критерий – A – Attractive (привлекательность) – является ли она привлекательной?
3 критерий – N – Novel (оригинальный) – насколько инновационная эта идея?
- Метод компании «Tesco»* (ориентирован на внутренние бизнес-процессы)
*изобретение принадлежит розничной торговой компании «Tesco»
1 критерий – Насколько идея улучшает состояние дел для клиента?
2 критерий – Насколько данное предложение упрощает работу сотрудников?
3 критерий – Приводит ли оно к экономии для предприятия?
Процесс оценки
Указанные выше методы оценки может использовать каждый участник группы, принимая то или иное решение. А общий процесс расставления приоритетов выглядит таким образом:
- Каждый из участников обсуждения выбирает не более 3-5 идей из списка, отмечая их галочками или плюсами. Предложения, набравшие наибольшее количество оценок, рассматриваются в дальнейшем по той же схеме, пока не останутся 1-2 основных, которые и нужно обсудить в финальном раунде.
- Процесс запускается в виде тайного голосования – это обеспечит больше объективности. Выбирается один независимый «аналитик критериев», который холодно и беспристрастно посчитает результаты и запишет итоговые цифры голосований по каждой идее на доске/флипчарте.
Важно не забывать, что предложенный метод оценки идей – это логический процесс, основанный на цифрах критериев, а не творческий, как мозговой штурм.