База знаний

Эмоции…как метод борьбы с конфликтами?

В работе с командой главное – это не добиться отсутствия эмоций у ее участников (что в принципе невозможно). Главное – это грамотно ими управлять.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (ЭИ) сейчас является весьма обсуждаемой темой. Его относят к обязательным softskills руководителей.
 
Впервые термин появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока как реакция на частую неспособность традиционных IQ-тестов предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Последнему было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
 
Также существует немного иное определение ЭИ: «способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
 
В общем чтобы отреагировать на ситуацию «эмоциональным умом», нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. И чем лучше Вы владеете этим инструментом, тем лучшими коммуникативными навыками обладаете. Не говоря уж о снижении рисков неврозов и уменьшении количества конфликтов на работе, а значит – снижению общего уровня рабочего стресса в разы.

Эмоциональный интеллект и команда

О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками. В американском исследовании* 2005 года было выявлено, что 3/4 работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения. Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает?
 
Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу.
 

  1. Специалист берет на себя слишком много

 
Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна.
 
Решение. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. Смыслы. Энергия» Ян Мульфейт и Мелина Кости приводят статистику, согласно которой «80% руководителей не отдавали себе отчёта в собственных навыках и талантах». По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря.
 

  1. Совещания заканчиваются ссорами

 
Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения.
 
Решение. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи (а значит — нас самих) не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1) спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2) понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.
 

  1. Заказчик хочет странного

 
Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми?
 
Решение. Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения. Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос. Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое. Нащупав основную ценность, можно правильно поставить задачу.
 
Таким образом, современная наука не отодвигает переживания на задний план, а внимательно изучает. При этом эмоциональный интеллект относят к обязательным качествам профессионалов, а его развитие — к важным для успешной работы практикам.
 
*Ссылка на статью
 
Благодарим за помощи в создании статьи интеллектуальный клуб 4brain.ru

Подписка

Получайте информацию о мероприятиях Кочубей-центра на электронную почту

Поздравляем!

 

Вы успешно оформили подписку на получение информации о бизнес-мероприятиях Кочубей-центра!