ОТ РЕДАКТОРА
Тему номера определили две даты уходящего года, значимые для культурного сообщества: 200-летие со дня рождения В.А. Кокорева и 185-летие со дня рождения П.М. Третьякова. Этим замечательным коллекционерам и их художественным галереям, в разной степени известным в народе, посвящаются заглавные статьи выпуска.
Далее реализуется естественное желание редакции распространить вдохновляющие примеры прошлого на день сегодняшний и рассказать читателю о других коллекциях, источниках их формирования и способах презентации.
Публикуемые материалы – самые разнообразные. О том, как 60 лет назад, по сути из ничего, создавался в Москве Государственный музей А.С. Пушкина и насколько весом был вклад дарителей. О Музее сословий России – последнем общественно значимом деянии народного художника СССР И.С. Глазунова, экспонаты для которого он собирал в течение всей жизни. Об уникальной коллекции флорентийской мозаики в Санкт-Петербурге, состоящей из шедевров отечественного камнерезного искусства конца XX – начала XXI века. О выставках, далекой – «Русская икона: Молитва и Милосердие», представленной сейчас в палаццо Браски в Риме, и близкой – «Москва сквозь века», продолжающей работу в Третьяковской галерее в Лаврушинском. Впечатлениями об одной делится куратор-искусствовед, о другой – зритель-журналист.
Провожая 2017 год, мы сочли, что не вправе обойти тему Октябрьской революции, и 100 лет спустя вместе с нашими авторами задумались, был ли легендарный «штурм» Зимнего, и как создавалось светлое будущее. Рассматривая эти проблемы, обращаемся к документам и фотографиям эпохи, хранящимся в государственных архивах и частных собраниях, а также к художественным произведениям 1930–50-х годов из личной коллекции.