11-12 октября в Кочубей-центре Питерской Вышки прошли I международные Кочубеевские чтения, посвященные частным коллекциям в России и в мире. Эксперты обсудили частные собрания в контексте предмета изучения, выставочных проектов и бизнеса. Конференция состоялась под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума под патронатом семьи Кочубеев.
01 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
02 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
03 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
04 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
05 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
06 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
07 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
08 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
09 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
10 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
11 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
12 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
13 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
14 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
15 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
16 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
17 / 17
В Вышке прошли Первые Кочубеевские чтения
Наша миссия — сохранение культурных традиций
В феврале 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Петровича Кочубея, церемониймейстера двора российского императора Николая II, в чьем особняке сейчас располагается Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Василий Петрович был страстным и последовательным коллекционером, образованным и просвещенным человеком. Во II пол. XIX – нач. ХХ века он продолжил семейную традицию “собирания” минералов, редких изданий и предметов искусства, составил замечательные коллекции живописи и скульптуры. После революции 1917 года многие предметы из его коллекций были переданы в государственные музеи и разошлись по частным собраниям.
В юбилейный год хозяина особняка, в его доме состоялись I международные Кочубеевские чтения «Частные коллекции в России и в мире — опыт взаимодействия с обществом и государством». Во время приветственного слова проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин отметил, что для него, как для проректора университета, эта встреча немного необычная. Участники и гости конференции — историки, искусствоведы, владельцы частных коллекций — собрались в стенах вуза, который называется Высшая школа экономики. Однако для Вышки расширение экспертизы является естественным ходом событий. Университет развивается во всех направлениях, а его главной миссией является бережный сбор, хранение и презентация интеллектуальных и культурных традиций.
«Университет является местом, где хранится и развивается необязательное знание. То знание, которое не имеет непосредственного применения или востребованности в профессиональной деятельности, — объяснил Сергей Рощин. — Но именно необязательное знание и формирует культурные связи и контакты, которые во многом позволяют нам развиваться и создавать социальные общности. Кочубеевские чтения — это первый разговор о культурных кодах, благодаря которым мы понимаем друг друга. Их обязательно нужно сохранять и восстанавливать, если они начинают утрачиваться. Университет должен быть не просто генератором и хранителем знания, он должен быть площадкой для диалога. Диалога не только о настоящем, но и о связи прошлого с настоящим, о связи настоящего и будущего».
История коллекционирования
На конференции, прошедшей под эгидой VII Санкт-Петербургского культурного форума, был представлен международный опыт создания, сохранения и репрезентации частных коллекций. В качестве ключевых спикеров выступили директор виллы Эфрусси де Ротшильд Брюно Анри-Руссо (Франция), совладелица виллы Гарда графиня Альберта Кавацца (Италия), директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре (Эстония), представитель Университета Наварры в России Магдалена Гаете (Испания). Экспертная дискуссия строилась в формате круглых столов и затронула три тематических трека: частные коллекции как предмет изучения, как выставочные проекты и как бизнес.
На главный вопрос чтений «Открытие частных коллекций — обязанность или ответственность?» было представлено сразу два ответа: зарубежный и российский. Йоост Схоккенбрук, директор Морского музея Ванкувера, рассказал о частном коллекционировании через призму истории.
Первые частные коллекции появились в XVI веке, в Эпоху Великих географических открытий. Люди интенсивно расширяли свои познания об окружающем мире. В то время большой популярностью пользовались редкости и диковины, которые нельзя было найти в Европе. Коллекционеры охотились за образцами флоры и фауны, минералами, предметами быта. В XVII веке в одних Нидерландах насчитывалось около 90 частных коллекций. В Петербурге также были подобные кабинеты редкостей, самый яркий пример — коллекция Петра Первого в Кунсткамере.
Частные собрания стали доступны широкой публике после Великой Французской революции. В XVIII – XIX веках музейное дело интенсивно расширялось. После того, как Карл Линней создал единую систему классификации растительного и животного мира, началась активная систематизация и каталогизация музейных коллекций. Когда частные собрания превратились в музеи, изменился сам подход к коллекционированию. Частные музеи должны были углублять и расширять понимание национальной истории, и, таким образом, европейские правительства идентифицировали себя с музеями, как с хранилищами культурно-исторической памяти.
«Для меня понятие наследия тесно связано с понятием принадлежности. Иными словами, само место, экспозиция, состав коллекции должны давать возможность самоидентифицироваться с историей данного края и всего государства», – подчеркнул Йоост Схоккенбрук.
Интерпретация коллекции зависит от культурного и политического контекста. Большинство частных коллекций создавались не для того, чтобы продемонстрировать национальную идентичность, а для того, чтобы удовлетворить личные познавательные и эстетические потребности коллекционера. Наследие — это сложный концепт, который имеет как ретроспективные, так и современные акценты, а именно пробуждение понимания реалий прошлого.
Частные коллекции — обязанность и ответственность
Отвечая на вопрос «Открытие частных коллекций — обязанность или ответственность?», Наталия Автономова, заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, однозначно переформулировала тему: не «или», а только «и». Ответственность в вопросе частного коллекционирования — чрезвычайно важное понятие, за которым следует и обязанность публичного представления предметов культурного наследия.
Первая грань ответственности — перед самой коллекцией. Владелец должен приложить все усилия, чтобы сохранить целостность собрания. К сожалению, коллекции, созданные до революции, часто распадались именно из-за отсутствия чувства ответственности.
Вторая грань — ответственность перед обществом. Коллекцию нужно открывать, прежде всего, для специалистов. Настоящие коллекции всегда имеют балласт, в них могут быть экспонаты, подлинность которых находится под сомнением. Выставить свое собрание на суд профессионалов — это своеобразный подвиг, который переходит в осознание долга перед обществом. История знает много примеров, когда частные коллекции повлияли на становление творческой идентичности художников. Возможно, без Сергея Щукина и его собрания французского импрессионизма не было бы «Черного квадрата» Малевича. На художников-нонконформистов II пол. XX века — Рабина, Мухина, Кабакова — повлияла квартирная коллекция русского авангарда Георгия Костаки.
Следующая грань ответственности — это выставки. Коллекции экспонируют отдельно или в формате, когда произведения из разных собраний представлены на одной тематической выставке. Ну и, наконец, частную коллекцию можно передать государственному музею, где с ней будут работать профессионалы.
Заявленная проблематика так или иначе затрагивалась в рамках круглых столов, вплеталась в диалоги и дискуссии, обсуждалась и рассматривалась участниками конференции со всех сторон. Поскольку точку в подобном разговоре поставить невозможно, и обсуждения рождают новые вопросы и проблемные грани, единым выводом участников стало заявление об ожидании Вторых международных Кочубеевских чтений и готовности принять в них участие.