Семинар 27-29 сентября, посвященный студенческому самоуправлению, стал дискуссионной площадкой для обсуждения вариантов соуправления университетом. Анализируя проведенное в Кочубей-центре время, участники семинара отмечают актуальность программы и креативный подход в формировании пула спикеров.
01 / 10
Само - и соуправление
02 / 10
Само - и соуправление
03 / 10
Само - и соуправление
04 / 10
Само - и соуправление
05 / 10
Само - и соуправление
06 / 10
Само - и соуправление
07 / 10
Само - и соуправление
08 / 10
Само - и соуправление
09 / 10
Само - и соуправление
10 / 10
Само - и соуправление
Семинар «Организация студенческого самоуправления в университетах» 27-29 сентября с участием проректоров и начальников управлений, курирующих вопросы социально-воспитательной работы в университетах, председателей студсоветов и всех ответственных за молодёжную политику работников университетов вышел за рамки стандартного понимания, при котором студенческое самоуправление воспринимается только как студенческие советы и различные модели самоорганизации. Фактически в рамках семинара обсуждалась система соуправления, при которой мнение студентов учитывают в рамках организации и управления образовательным процессом, а также включают студентов в предпринимательские проекты, граны, конкурсы и другие процессы, развивая тем самым социальную ответственность внутри и вне университета.
Не умаляя значения деятельности по организации событий для студентов, спикеры и участники семинара согласились в том, что, развивая систему студенческого самоуправления, университеты тем самым формируют систему соуправления, к которой постепенно и неизбежно придут все вузы страны.
Алексей Александров, проректор по учебной и научной работе Московского городского университета управления Правительства Москвы:
Десятилетиями считалось, что функция воспитания принадлежит только семье, школе, но не системе высшего образования. Теперь становится ясно, что неадекватно и необъективно оценивался значительный потенциал вуза. Ведь воспитывает и наука, и спорт, и культура университета, его традиции. Студенческое самоуправление – очень актуальная тема для всех университетов, у нас одни и те же проблемы – и у крупных федеральных университетов с десятками тысяч студентов, и у специализированных ведомственных вузов. Важно понять современные тенденции, обменяться новой информацией, выбрать эффективные способы управления университетом и взаимодействия со студенчеством. Справедливо было отмечено в дискуссии, что самоуправление студентов – важное звено гражданского общества России. Я признателен организаторам за лекции, диалог, открытость.
Признаюсь, сначала показалось странным, что среди преподавателей этого курса в Кочубей-центре много студентов и аспирантов, а теперь уверен, что предложено очень хорошее решение: нужен обмен опытом различных поколений и регионов. Все выступления спикеров, да и самих участников были очень яркие и содержательные. Хорошо, что представлены разные города – есть с кем обменяться мнениями, о чем задуматься. Условия работы великолепные. Я бы рекомендовал приехать на семинар не только руководителям вузов, но и студентам-лидерам, которые участвуют в организации студенческого самоуправления.
Елена Щёлокова, проректор по воспитательной, внеучебной и социальной работе Тольяттинского государственного университета, к.п.н., почетный работник высшего образования РФ:
В университетах нашего Самарского региона руководители ряда подразделений регулярно ездят в Кочубей-центр на профильные семинары – ученые секретари, представители кадровой службы, учебного отдела. Теперь я понимаю, почему, и понимаю – это обязательно надо делать: вместе с коллегами, с которыми в разных университетах делаем одно общее дело, увидеть не только лучшее, что уже реализуется в вузах России, но подумать о перспективах, заглянуть будущее.
На семинаре по организации студенческого самоуправления мне важно было убедиться, насколько правильным путем идут наши студенты и мы вместе со своим университетом. Опыт вузов разных регионов, показывает, что мы в Тольятти движемся в правильном направлении. Это ведь очень важно – иметь возможность остановиться, обдумать, оценить свои действия, чтобы не потерять в текучке то, что действительно важно и ценно. Здесь сконцентрированы время и содержание: мы вырваны из повседневности, отстранены от рутины, слушаем лучшие практики, видим опыт коллег, задаем вопросы, на которые в обыденной жизни времени просто не хватает. Здорово, что здесь так много лайфхаков – простых вещей, использование которых сильно облегчает жизнь.
Для нас, представителей академического университетского сообщества, не в последнюю очередь важно и ценно то, что представление всего нового, креативного, инновационного в рамках семинара идет в исторических стенах. Такое парадоксальное сочетание потрясает, абсолютно – удивительно, как вы к этому пришли. С утра погуляешь по памятным для каждого в России аллеям Екатерининского парка, и на занятиях уже по-другому воспринимаешь новаторские идеи.
Аршавир Овеян, председатель объединенного совета обучающихся Тюменского индустриального университета:
Мы посмотрели программу семинара, поняли – надо ехать, и в итоге все наши ожидания оправдались. Все вопросы освещены хорошо, тщательно и подробно. Здесь я для себя выделил несколько векторов развития студенческого самоуправления, для реализации которых планирую собрать команду в своем университете.
Юлия Васильева, начальник управления образовательных программ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, спикер семинара:
Неправильно, когда работа со студентами воспринимается как что-то побочное, вторичное. Ее не следует отделять от учебной работы. Отдельно воспитательной работы не бывает. А учебная работа тоже воспитывает.
Когда мы работаем со студентами, мы часто одновременно развиваем необходимые им навыки и в рамках учебной дисциплины, и в рамках различных активностей за пределами учебного плана. Такие важные сегодня навыки как предпринимательские и управленческие, навыки командной работы, креативность невозможно развить только на лекциях и семинарах. Огромную роль играет опыт студенческого самоуправления, опыт организации различных событий, участия в разнообразных проектах. Важно, чтобы все, кто работают со студентами, думали о развитии человека внутри университета, с тем, чтобы он менял к лучшему свою жизнь, университет и мир в целом.