Новый семинар проекта «Лучшие университетские практики» посвящен вопросам организации цифрового контента и использованию инновационных технологий в гуманитарном образовании.
01 / 06
Союз цифры и буквы
02 / 06
Союз цифры и буквы
03 / 06
Союз цифры и буквы
04 / 06
Союз цифры и буквы
05 / 06
Союз цифры и буквы
06 / 06
Союз цифры и буквы
Образовательная программа «Цифра в гуманитарном образовании: контент и технологии» (22-24 апреля) пригласила к разговору представителей гуманитарных направлений подготовки – деканов и заведующих кафедрами истории, философии, культурологии, филологии и лингвистики. Спикеры представили свое видение роли цифры в сфере культуры и точек роста в области цифровизации гуманитарных наук, продемонстрировали современные цифровые образовательные инструменты и технологии и успешно работающие междисциплинарные образовательные программы, предложили к анализу реальные кейсы Digital Humanities.
Сергей Кущенко, заведующий кафедрой истории и политологии Новосибирского государственного технического университета:
Наш университет начинает работу по внедрению в учебный процесс новых трендов, уже есть определенные наработки – как правило, среди технических направлений. Мы и семинары, подобные вашему, начали проводить, один из них начался буквально в параллель с семинаром Кочубей-центра, только я все бросил и приехал сюда, поскольку Высшая школа экономики – это бренд, образовательный лидер. Я не пожалел, что так поступил, потому что увидел, что все очень серьезно. В наших не-столичных университетах мы по-разному относимся к новой цифровой реальности, а здесь нам показывают – от этого никуда не уйти, значит, надо этим заниматься и понимать, что это направление очень важное.
Я очень доволен услышанным и увиденным. Нельзя сказать, что здесь дают какие-то прямо готовые решения. Спикеры подчеркивают, что работа идет буквально с колес, многие вопросы еще не ясны, на них нет ответа, и наша задача – понять, что главное, и искать ответы вместе. Вот, например, почему бы не рассматривать цифру как новый компонент курса источниковедения? Раньше мерили аршинами, теперь гигабайтами. Это один из уроков, который я взял для себя. Мы здесь набрасываем копилку идей, она пополняется довольно успешно. Конечно, в нашем университете еще нет достаточной базы для цифровых изменений – мало техники, мало методических разработок, все только начинается. Однако мы пытаемся адаптировать европейские наработки к нашей почве, ведь не зря же 30 лет назад мы уже пытались внедрять автоматизированную систему обучения, первые за Уралом.
Людмила Ковалева, заведующая кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации Воронежского государственного технического университета:
Присутствовать на семинаре было очень интересно. У нас в вузе говорят о цифровизации, но дальше разговоров пока дело не идет, хотя попытки внедрения в учебный процесс есть. Будучи на занятиях, я воочию убедилась, что люди-то работают в этом направлении, да так активно! Хочу отметить, что, когда я слушала коллег, была поражена их прекрасной грамотной речью и способом подачи материала – чувствуется столичность. Когда мы из своих университетов приезжаем в Москву или Санкт-Петербург, мы видим огромную разницу во внедрении передовых современных технологий. Конечно, не сказать, что все у нас будет так, как в Высшей школе экономики, но у нас появляется ориентир на перспективу внедрения цифровизации в учебный процесс, будем внедрять.
Елена Торопова, директор Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого:
Ехала на семинар осознанно, поскольку очевидно, что за цифровой организацией образовательного процесса будущее. Какие-то вещи узнала здесь впервые, о каких-то знала, но увидела, какие дополнительные возможности они могут дать, теперь поделюсь со своими коллегами по университету. И лекции, и практическая работа были очень интересными, а общение с коллегами – просто бесценно! Я очень довольна.
Иван Артемьев, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова:
Сам я преподаватель английского языка. Узнал на семинаре много интересного, и теперь, с одной стороны, меня переполняют впечатления от всего услышанного, а с другой – мне предстоит осмыслить всю информацию, которую я услышал из уст «технарей» и определиться, каким образом мы можем внедрить цифровые технологии в учебную и научно-исследовательскую деятельность. Понятно, что уже сейчас нам было бы необходимо использовать широкие возможности цифровых технологий как базы данных, средства визуализации и те инструменты, которые можно использовать при обучении и проверке знаний студентов. Я впервые на семинаре в Кочубей-центре, здесь интересно – однозначно, удобно – это точно, и как преподавателю-практику хотелось бы еще больше практических занятий, чтобы опробовать все те инструменты, о которых шла речь.